об оценке результатов обучения
и развития учащихся первых классов
1.Общие
положения.
1..Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм
и способов контроля и оценки результатов обучения и развития
учащихся-первоклассников.
1.2.В первых классах обучение является безотметочным.
1.3.Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
а) дифференцированный подход при осуществлении
оценочных и контролирующих действий;
б) контроль и оценивание строятся на критериальной
основе, выработанной совместно с учащимися;
в) самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют
контролю и оценке сверстников и учителя.
1.4.К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и
оценки относятся следующие:
-усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие
требованиям государственного стандарта начального образования;
-сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника
(умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,
связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
-развитость познавательной активности и интересов, прилежания и
старания;
-сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и
старания.
1.5.Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником
границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах
обучения.
1.6.Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня
обученности и личностного развития учащихся.
2.Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки
предметных знаний, умений и навыков учащихся.
2.1.Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми.
2.2.Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:
-текущий контроль;
-тематический контроль;
-итоговый контроль.
2.3.В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому
устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и
умений учащихся:
-устный опрос;
-письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально
формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных
тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять
усвоенные по определенной теме знания на практике;
-тестовые диагностические задания;
-графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т. д.
-административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися
определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период
времени (четверть, полугодие, год).
2.4.С целью фиксации и систематизации результатов тестовых,
самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал
учителя.
2.5.Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителями первых
классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков
учащихся.
3.Механизм определения уровня обученности и развития учащихся.
3.1.Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в
специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень
обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно
средний и низкий уровень.
3.2.При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо,
прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения,
правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями
работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения
соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее
25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов
и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте
слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения
соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4
ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года).
Низкому уровню развития навыка чтения
соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых
пауз и четкости произношения, непонимания общего смысла прочитанного текста,
неправильные вопросы по содержанию.
3.3.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку
необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и
навыков по орфографии, сформированность устной речи.
3.3.1.Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с
правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка
соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение
наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв
по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития
каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует
многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
-частичные искажения формы букв;
-несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
-наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
-выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
-крупное и мелкое письмо;
-отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и
словами.
3.3.2.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии
соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему
материалу.
Среднему уровню развития
знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число
ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.
Низкому уровню знаний , умений и
навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов
превышает указанное количество.
3.3.3.Критериями оценки сформированности устной речи являются:
-полнота и правильность ответа;
-степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
-последовательность изложения;
-культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные,
связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не
более одной неточности в речи.
Среднему уровню развития устной речи
соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки
высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной
речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание
излагаемого текста, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется
самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с
текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи
учителя, излагает материалы несвязно, недостаточно последовательно, допускает
неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
3.4.При определении уровня развития умений и навыков по математике
необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков,
сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших
геометрических понятиях.
Высокому уровню развития устных
вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного материала и
умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и
достаточно быстро.
Среднему уровню развития устных и вычислительных
навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в
формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.
Низкому уровню развития устных вычислительных
навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей
части программного материала.
3.4.2.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков
соответствуют работы, выполненные безошибочно.
Среднему уровню развития
письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не
более 3 грубых ошибок.
Низкому уровню развития
письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик
допускает более 3 грубых ошибок.
3.4.3. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют
работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить
задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать
ответ на вопрос задачи).
Среднему уровню
сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых
ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в
вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При
этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированности
умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не
справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает
2 и более грубых ошибки.
3.4.4. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в
геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и
их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол,
треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать
геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.
Среднему уровню умения
ориентироваться в геометрических нонятиях соответствуют умения называть и
распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в
определении существенных признаков фигур.
Низким уровнем умения
ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не
соответствующие указанным требованиям.
3.5. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с
окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе
анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и
навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически
законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в
окружающем и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные
взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.
Среднему уровню умений и навыков по этому
предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически
законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает
трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и
навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей
части программного материала, не справляется с выполнением практических работ
даже с помощью учителя.
3.6. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо
учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу,
наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные
суждения.
3.6.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует
способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге
из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название
книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три внешних
показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в
тексте).
Среднему уровню умения
работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в
какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги
(фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух
основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и
иллюстрации на обложке и в тексте),
Низкому уровню
развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при
которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно
ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает
название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая
во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.
3.6.2. Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на
основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
Высокому
уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и
последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и
способы работы.
Среднему уровню соответствует
умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм
действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
Низким уровнем
определяется непонимание учеником учебной задачи-составление последовательного
алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные
затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи
учителя.
3.6.3. При определении уровня самооценки учащихся используются различные
методики наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной
деятельности.
Высокому уровню самооценки
соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 7-10-ю ступеньку
лесенки, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, сразу берется
за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи.
Среднему уровню самооценки
соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 5-6-ю ступеньку,
уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, но при первой неудаче
теряется, принимает новое задание с недоверием, берется за его выполнение с
помощью учителя.
Низкому уровню самооценки
соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя ниже 5-ой ступеньки,
не уверен в своих силах, имеет низкий уровень притязаний, обычно выбирает самые
легкие задания.
3.7. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности
учащихся производится по результатам наблюдений учителя за деятельностью
учащихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических
методик.
Высокому уровню школьной мотивации и
учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал
25-30 баллов.
Среднему уровню школьной мотивации и
учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал
15-42 балла.
Низкому уровню школьной
мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик
набрал менее 15 баллов.
3.8. Определение уровня сформированности ценностных отношений личности
учащихся производится по следующим параметрам: общественная активность,
отношение к учению, к труду, к людям. 3.8.1.При высоком уровне развития
общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности
классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно
оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят,
повести за собой.
При среднем уровне развития
общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного
коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в обсуждении различных
вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки
зрения.
При низком уровне общественной
активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает
позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к
нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно
их оценивает.
3.8.2.При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется
повышенный интерес учащегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо
учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
При среднем уровне
сформированности отношения к учению проявляется интерес ребенка к знаниям, он
понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают
срывы.
При низком уровне
сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот
интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к
которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
3.8.3. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка к любым
трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет
инициативу.
Средним уровнем
определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым
поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит
участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
Низким уровнем
определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется
постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность
происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто
уклоняется от участия в трудовых делах.
3.8.2.
Высокий уровень
сформированности отношения к людям характеризуется
следованиям нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной
готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.
Средний
уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко
теряется, проявляет
готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
Низкий
уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения,
когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях,
поступает вопреки часто интуинтивно, сам не ищет места приложения сил, иногда
поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как
повинность.
4.Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения.
4.1. На родительских собраниях учителя знакомят родителей
учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы
против отметок, называют преимущества безотметочной системы
обучения.
4.2. Для информирования родителей о результатах обучения и
развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит
родительские собрания и индивидуальные консультации.
4.3 При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное
дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения
|