МОУ «Карпиловская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
директор школы : /Дмитренок А.В./
___________________________
Программа
начального общего образования
по формированию универсальных
учебных действий
на 2011 – 2015 уч. годы.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №____от_______
Пояснительная
записка
Цель
программы:
обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных
умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Как и программы по отдельным учебным предметам,
программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует
соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.
Задачи программы:
·
установить
ценностные ориентиры начального образования;
·
определить
состав и характеристику универсальных учебных действий;
·
выявить
в содержании предметных линий
универсальные учебные действия
и определить условия
формирования в образовательном процессе
и жизненно важных ситуациях.
Программа
формирования универсальных
учебных действий содержит:
1.
описание
ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
2.
характеристики
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий.
3.
связь
универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с
Рабочими программами учебных предметов;
4.
типовые
задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий;
5.
описание
преемственности программы формирования универсальных учебных действий по
ступеням общего образования;
6.
планируемые
результаты сформированности УУД.
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования
на ступени начального общего образования
следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности
личности, включая
- чувство
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за
благосостояние общества;
-
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития
общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и
слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать
решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности
на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и
общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле
поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических
чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
-
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов,
инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к
организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и
ответственности личности как условия ее самоактуализации:
-
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою
позицию;
- критичность к своим поступкам и умение
адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям,
ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в
достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и
жизненного оптимизма;
-
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью и безопасности личности и
общества в пределах своих возможностей.
В нашей Программе ценностные ориентиры
формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике
начальной школы.
Это человек:
Ø любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Ø владеющий основами
умения учиться.
Ø Любящий родной край и
свою страну.
Ø уважающий и принимающий
ценности семьи и общества
Ø готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Ø доброжелательный,
умеющий слушать и слышать партнера,
Ø умеющий высказать свое
мнение.
Ø выполняющий правила
здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В
результате изучения всех без исключения
предметов в
начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные
универсальные
учебные действия как основа умения учиться.
В сфере
личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
В сфере
регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми
типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель
и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение.
В сфере
познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций,
включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных
универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию
собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные универсальные
учебные действия
У
выпускника будут сформированы:
·
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
·
широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·
ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности;
·
учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой частной задачи;
·
способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
·
основы гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
·
ориентация в нравственном содержании и смысле
поступков как собственных, так и окружающих людей;
·
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения;
·
знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие
морального сознания как переходного от доконвенционального к
конвенциональному уровню;
·
установка на здоровый образ жизни;
·
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
·
эмпатия как понимание чувств других людей и
сопереживание им.
Выпускник
получит возможность для формирования: |